«T2: Трейнспоттинг». На игле ушедшей юности



С тех пор, как одним солнечным утром Марк Рентон незамеченным ушёл из отеля с сумкой денег, не пожелав разделить их с друзьями, прошло двадцать лет. И вот однажды, нечаянно упав с беговой дорожки в престижном спортивном клубе, он вспомнил о них. О тех, что остались в Эдинбурге, городе, где прошла их полная незабываемых наркотических кутежей молодость. Тех, кто, скорее всего, не простили ему предательства. Но ностальгия оказывается сильнее, и вот несколько отяжелевший мужчина с кардиостимулятором, в котором так сложно узнать былого Рентона, оказывается на улицах своей юности. Ему предстоит встреча с отчаявшимся Кочерыжкой, Кайфоломом, который теперь занимается порно-шантажом, а также только что вышедшим из тюрьмы Бегби, мечтающим поквитаться с бывшим другом.

В 1996 году на экраны вышел малобюджетный независимый фильм «На игле», в котором необыкновенно убедительно прозвучали голоса тех, кто традиционно вызывает лишь жалость или осуждение общества. И в этой альтернативной реальности создатели фильма ещё тогда, в середине 90-х, усомнились в свободе тех, кто считает себя свободным от всякого рода зависимостей. Тех, кто выбрал работу, карьеру, семью, большие телевизоры, стиральные машины, автомобили и далее по списку с плаката, украшавшего стены в каждом студенческом общежитии в те годы. Динамичный видеоряд на грани сюрреализма, суперпопулярный саундтрек, необъяснимое обаяние то и дело бинтующих руки антигероев создали особую эстетику фильма, стремительно ставшего культовым. Так, согласно опросу, проведенному компанией HMV, «На игле» признан лучшим британским фильмом за последние полвека.

У истории создания долгожданного сиквела удивительно много общего с событиями, происходящими в новом фильме. То же возвращение, тот же страх спустя годы не найти понимания в коллегах и зрителе. Кстати, именно зрители в ходе опроса перед стартом съёмок проголосовали за то, чтобы в фильме появились знакомые герои в исполнении всё тех же Юэна Макгрегора, Джонни Ли Миллера, Юэна Бремнера и Роберта Карлайла. Перед режиссёром Дэнни Бойлом встала непростая задача: собрать на съёмочной площадке всех тех, кто в далёком 1996-м вместе с ним создал «На игле». Символично, что именно работа над сиквелом положила конец многолетней ссоре Дэнни Бойла и Юэна Макгрегора. Кроме того в проект были приглашены все создатели первого фильма, среди которых продюсер Эндрю Макдональд, дизайнер Рейчел Флеминг, композитор Рик Саймон, сценарист Джон Ходж, написавший сценарий по роману «Порно» всё того же Ирвина Уэлша.

Но если «На игле» был скорее вольным пересказом одноимённого романа, то «T2: Трейнспоттинг» – это куда более личная история для самих создателей. Искренний посыл сценариста Ходжа, вложившего в своё творение много личных воспоминаний, по словам Дэнни Бойла, стал ключом к сиквелу. Вслед за ним своими настоящими тревогами и разочарованиями поделились и исполнители главных ролей, переживающие тот же период жизни, что и их герои. «Годы стали своего рода спецэффектом в этом фильме, – отметил исполнитель роли Кочерыжки Юэн Бремнер. – Время не купишь, не нарисуешь с помощью компьютерной графики. Мне кажется, поначалу мы недооценивали, насколько это хорошо сработает».

И, кажется, это действительно сработало. Ностальгический фильм, рассказывающий о возвращении эдинбургской четвёрки на языке наркотического экстаза, погонь, драк, предательства и настоящей дружбы, вышел в британский прокат 27 января, собрав за первый же уик-энд впечатляющие 6,3 млн. долларов.

Дэнни Бойл признался, что лента принесла бы намного больше прибыли, если вышла с рейтингом Pg-13, но в таком случае пришлось бы существенно отклониться от литературной основы, сценария и, скорее всего, рассказывать совсем другую историю о других людях, в которых зритель мог и не узнать тех самых парней из Эдинбурга. А это разрушило бы изначальный замысел создателей, с самого начала не желавших снимать просто сиквел. Потому что «T2: Трейнспоттинг» – скорее встреча старых друзей, нежели коммерческий кинопроект. И в этом его уникальность, которую не может не оценить зритель. Особенно учитывая, что для большинства тех, кто пришёл и придёт в кинотеатры на «T2:Трейнспоттинг» во всём мире, фильм 1996 года – это скорее манифест их собственной свободолюбивой, бескомпромиссной, весёлой и злой юности. Юности, не терпящей условностей и навязанных запретов.

Ностальгируя, создатели фильма то и дело вызывают на диалог зрителя, словно спрашивая: «А что делал все эти годы ты?». Ведь меняешься и ты сам, твои невзрослеющие друзья, знакомые герои-торчки, говорящие с неистребимым шотландским акцентом, меняется твой город, экранный и реальный Эдинбург, весь мир. И даже слоган, начинающийся словами «выбери жизнь» за эти годы претерпел изменения и теперь, пусть с большей долей усталости, обличает кредиты, нулевые контракты, двухчасовую поездку до работы, иллюзию человеческого общения, порождаемую социальными сетями. А самым серьёзным наркотиком оказывается привычка оставаться беззаботным и молодым, несмотря на стремительно проносящиеся годы. Несмотря на уходящее время – тот самый поезд, который проходит мимо твоей станции, не останавливаясь. Но, если вдуматься, оно мало что меняет. Потому что самое важное – это то, кто стоит с тобой рядом на этой платформе.
 

Наталия Матвеева