Стивен Спилберг



«Три младших сестры довели меня... до кино: я убегал от них с камерой и придумывал фантастические миры, которые не способна была мне предоставить реальность».

...Удивительно, но факт: своевременно преподнесённый взрослыми подарок навсегда определяет жизненный путь ребёнка. Отец преподносит в день рождения сына портативную 8-миллиметровую кинокамеру,и обычный с виду мальчик превращается в режиссёра Стивена Спилберга. Спонсорами его первого фильма с бюджетом в 50 долларов стали родители, а друзья и соседи с удовольствием почувствовали себя зрителями. К тому же у мальчика, помимо режиссёрского, обнаружился и предпринимательский талант: продажей прохладительных напитков и билетов на сеансы он полностью покрыл расходы своего маленького кинопроизводства.

Дальше — больше. В 1960 году с фильмом «Побег в никуда» Стивен побеждает в юношеском конкурсе любительских фильмов. А еще через три года фильм «Небесные огни» юного режиссёра Спилберга с бюджетом уже в 600 долларов (спонсоры остались прежними) демонстрируют на большом экране.

При попытке поступления в киношколу при Университете Южной Калифорнии ему дважды выносят вердикт — «слишком бездарен». Однако президент телевизионного вещания студии Universal, посмотрев фильм «Эмблин», снятый юным режиссёром на деньги независимого продюсера Д. Хоффмана, пришёл к диаметрально противоположному выводу. Сид Шейнберг предлагает Спилбергу семилетний контракт: «Это было просто великолепно. На тот момент я не рассматривал никаких других предложений о работе, и мне был всего двадцать один год. Моя мечта сбылась».

В 1974 г. его авантюрно-криминальная драма, основанная на реальных событиях, «Шугарлендский экспресс» удостоилась Золотой пальмовой ветви в Каннах за лучший сценарий. Ну, а до «Челюстей» уже, как говорится, рукой подать — картина выходит на экраны в июне 1975 года. В фильме впервые на практике была апробирована операторская новинка: отсутствие видоизменения ближнего плана с одновременным приближением заднего. Учитывая, что режиссёр жутко боялся воды, фильм ужасов, снятый по мотивам одноимённого романа Питера Бенчли, обернулся для Спилберга настоящим кошмаром: «Проблем было столько, что я вообще забыл, что работаю в кинобизнесе. Было ощущение, что я сотрудник Института океанографии — только четыре часа в день мы снимали фильм, а в остальные восемь боролись с океаном. И пытались приспособить чучело акулы к съемкам, которое ломалось так часто, что мне приходилось вырезать почти каждый четвертый кадр. Иначе зрители увидели бы, из чего сделана акула».

И хотя кинолента «Челюсти» побила рекорд посещаемости (картину посмотрело более 100 миллионнов зрителей), и заработала три Оскара (за звук, монтаж и оригинальный саундтрек) — успех фильма приписали специалисту по монтажу Верне Филдс. В дальнейшем именно по этой причине Спилберг больше никогда не брал её в свою команду. 
«Может быть я никогда и не получу „Оскар“, но, по крайней мере, замечательно проживу свою жизнь».

С фильмом «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега» (1981) режиссёр пробует свои силы в приключенческом жанре. Вот уж где Спилберг позволил себе развернуться во всю свою мощь, ведь сам жанр фильма допускал, более того, требовал буйной фантазии и раскрепощения. Невероятные трюки, визуальные эффекты, искрометный юмор — всё пошло в ход.

Автор идеи и сценария — Джордж Лукас, главный герой профессор Джонс — харизматичный Харрисон Форд, композитор Джон Уильямс со знаменитым «Маршем искателей» — все эти компоненты сложились настолько удачно, что при бюджете в 18 млн. долларов сборы составили около 250 млн.

Создав и перемешав коктейль из погони, перестрелок, драк, любовной истории и поместив его в религиозно-исторический фужер, Спилберг преподнёс свой фильм-подарок всем, кто любит приключения. И уж казалось, что продолжив рассказ о профессоре-археологе в «Индиана Джонс и Храм Судьбы» (1984) и «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989), режиссёр навсегда распрощался со своим героем. Однако в 2008 году он ещё раз напомнил о нём зрителям в «Индиане Джонс и королевство хрустального черепа».

В общей сложности индиановская сага заработала 7 Оскаров, но главный приз, о котором мечтает каждый режиссёр, Спилберг так и не получил.

«Любая моя картина, в которой герой подвергается какой-то опасности, отображает мои собственные страхи».

Всё, что не подлежит объяснению, пугает, завораживает, а значит, интересует: «Миф вторгается в твою жизнь, и возникает параллельная реальность: это настоящее чудо и одновременно опасность. Очень сложно отделить вымысел от реальности». В научно-фантастическом фильме «Близкие контакты третьей степени» (1977), режиссёр развивает тему внеземных цивилизаций.

В начале 80-х практически одновременно работает над двумя фильмами. «Инопланетянин» (1982), уже ставший классикой фантастического жанра, Спилберг снял на уровне глаз ребёнка, чтобы лучше показать контакт между мальчиком Эллиотом и пришельцем Ити. Весь фильм снимался в чёткой хронологии, главным образом, чтобы погружённые в историю дети-актёры сыграли убедительно сцену расставания с внеземным гостем.

С мрачным «Полтергейстом» (1982) режиссёр как бы заглядывает в тёмные уголки своей души: «Если „Инопланетянин“ был шёпотом, то „Полтергейст“ — криком. В детстве я до полусмерти пугал свою младшую сестру. Хотелось напугать зрителя, ну, заодно, и развлечь».

От потусторонних духов, призраков и прочей нечисти Спилберг десантирует зрителя в биологический заповедник, а именно - в реликтовый «Парк Юрского периода» (1993), снятый по мотивам одноимённого романа Майкла Крайтона, в котором обитают живые динозавры, волей случая оказавшиеся на свободе. Зрелищность фильму обеспечивает визуальная составляющая, а спецэффекты, использованные в картине, намного опередили свое время.

Через четыре года режиссёр создаёт сиквел «Парк Юрского периода 2: Затерянный мир», где человечеству, как и в первом фильме, дан чёткий посыл: не вмешиваться в дела природы, она сама разберётся во всем.

«Крупный план — это мощный драматический инструмент и у него особое место в повествовании. Но если каждый кадр — крупный, он теряет свою силу».

С годами, убегая от фильмов-ужасов к фантастическим триллерам, от авантюрных зрелищ к приключенческим хитросплетениям, режиссер пытается подготовить своего зрителя к более глубоким размышлениям: «Люблю всех, чьи мысли простираются дальше ведерка с попкорном».

Спилберг приступает к созданию военных эпических трагедий.

«Список Шиндлера» (1993) отображает реальную историю фабриканта Оскара Шиндлера, члена нацистской партии, который во время Второй мировой войны сохранил жизни более чем, тысячи евреям. Режиссёр, невзирая на весь трагизм данного исторического периода, снял жизнеутверждающий фильм, о ценности каждой жизни, каждого народа, о человеческом стремлении к выживанию в любых условиях, любой ценой, пусть даже ценой компромисса с врагом.

Съёмки проходили вблизи Освенцима, в специально выстроенной, досконально имитирующей концлагерь, декорации. Почти половину фильма оператор Януш Камински снимал ручной камерой. Результат не заставил себя ждать — ликвидация краковского гетто душераздирающе правдива. На заработанные по словам режиссёра «кровавые» деньги был основан специальный Фонд свидетелей Холокоста — «Шоа» (Катастрофа).

Фильм заработал семь Оскаров, а сам Спилберг был, наконец, заслуженно оценен Американской киноакадемией как «Лучший режиссёр». Но самая ценная награда Спилберга — Камински: теперь, кроме преданного композитора, у Спилберга есть незаменимый оператор.

Если финальные кадры «Списка Шиндлера», дают ответ на вопрос: «Можно ли идти на компромисс со Злом, чтобы сохранить жизнь?», то военная драма, «Спасти рядового Райана» (1998), созданная режиссёром на основе реальной истории, вопросы оставляет без ответа.

Высшее военное руководство США, узнавшее о трех погибших солдат-братьев, решило вернуть рядового Джеймса Райана домой, чтобы сохранить матери последнего сына. Капитан Джон Миллер, участвовавший 6 июня 1944 года в операции «Оверлорд» по высадке американских войск в Нормандии, с отрядом из восьми человек отправляется в тыл врага на его поиски. Рядовой Райан найден, но почти весь отряд погиб.

Премьера фильма состоялась 24 июля 1998 года. Восторженная оценка кинокритиков, зрительский резонанс — картину в Америке посмотрели около 50 млн. человек. Одним словом - успех. Но успех, который оставил, за собой вопросы: «Оправдано погубить восемь жизней, чтобы сохранить одну? А что, если кто-то из погибших в отряде был у матери единственным сыном? А каково жить с таким грузом спасенному»? На все вопросы, которые задаёт фильм, ответ в виде вопроса, один: «Достоин ли я»?

Немного подустав от крупномасштабных проектов, но не устав от постановок фильмов на реальные сюжеты, Спилберг представил на суд зрителям авантюрно-криминальную трагикомедию. Картина «Поймай меня, если сможешь» (2002) создана по мотивам автобиографии Фрэнка Эбегнейла, которого ФБР, прежде чем привлечь к сотрудничеству, долгое время не могло привлечь к уголовной ответственности.

Спилберг с точностью до мелочей воссоздаёт время своей молодости — манящую и притягательную эпоху 60-х, где встречаются два одиночества: молодой мошенник, мастер перевоплощения и подделки документов, Фрэнк Эбегнейл и агент ФБР Карл Хэнрэтти. Одиночество превращает их взаимоотношения в нечто большее, чем преследователь и преступник: они интересны друг другу, они уважают друг друга, более того, сочувствуют друг другу.

Фильм чётко разграничивает линию двоякого использования своего природного дара, в данном случае: ума, авантюризма, молниеносного принятия решений. Спилберг будто назидает: чем легкомысленно порхать по жизни, лучше отказаться от преступлений, и тогда, возможно, жизнь тебя щедро вознаградит.

С каждым своим последующим фильмом режиссёр всё больше внимания уделяет общечеловеческим ценностям. Роман Майкла Морпурго «Боевой конь», ранее был адаптирован для театра. Сам Спилберг уточняет: «Из книги я взял основную сюжетную линию, а из спектакля — настроение и эмоции для экранизации». Фильм «Боевой конь» (2011) — история о трогательной дружбе и преданности мальчика Альберта и коня Джоуи. О войне, где враги, нещадно уничтожая друг друга, спасают беззащитное животное. Где каждый для себя понимает: воюют государства, а не люди. И поэтому, каждый старается, насколько это возможно на войне, сохранить в себе человеческое.

«Каждый фильм — это новый опыт. Всю жизнь ты остаешься учеником».

Изначально запланированный как байопик, фильм «Линкольн» (2012) сконцентрировался на событиях Гражданской войны 1865 года, связанных с принятием 13-й поправки к Конституции США, отменяющей рабство. Режиссёр с точностью до цвета обоев на стенах и книгами на полках воссоздал резиденцию шестнадцатого президента США. Даже звук тиканья часов Линкольна в фильме — это звук его настоящих карманных часов в день его убийства. Во время съёмок Спилберг неизменно обращался к актёру Дэниэлу Дэй-Льюису не иначе, как «господин президент», а к Салли Филд — «миссис Линкольн» или «Молли». Более того, во время всего съёмочного процесса режиссёр не снимал с себя костюм: «Думаю, что я хотел войти в роль больше, чем кто-либо другой, хотел быть частью этого всего, потому что мы воссоздавали отрезок истории». И не просто истории, а самом важном периоде становления и самоопределения Америки как государства.

В сцене принятия 13-й поправки имена членов палаты представителей, голосовавших против, были изменены, дабы не травмировать их ныне живущих потомков: «Существует тонкая грань между цензурой, хорошим вкусом и моральной ответственностью».

...Его любимый аромат — запах кинокамеры с плёнкой, кумир — французский режиссёр Франсуа Трюффо, напиток, который не переносит на дух — кофе.

Мужчина, который совершенно не понимает блондинок. Сценарист, перед написанием каждого нового сценария, пересматривающий четыре фильма: «Семь самураев», «Лоуренс Аравийский», «Эта замечательная жизнь» и «Искатели». Режиссёр, мечтающий снять фильм о Джеймсе Бонде. Человек, который утверждает, что «кинобизнес — это великолепный карнавал, но если принимать его слишком близко к сердцу, он вас убьёт».

Это Спилберг!