Роберт Дауни мл.



Роберт Дауни отказывается следовать любому сценарию, его сложно поймать в фокус, он всегда в поисках новой идеи. Вот квинтэссенция его духа и разума, и, как ни странно, его актерского гения (Роллинг Стоун)
Роберт Дауни-младший сыграл за свою жизнь немало ролей. Из самых известных лицедеев его поколения по харизматичности и энергичности, а также по количеству работ с ним может сравниться разве что Джим Керри.
Чаплин
Бобби Дауни начинал сниматься у отца, Роберта Дауни-старшего, играл в рекламе, эпизодах мыльных опер и телемуви. Его звездный час пришелся на 1992 год, когда актеру выпал шанс сыграть в экранизации биографии Чарли Чаплина.
В интервью по окончании фильма Роберт Дауни сказал, что в подготовке к фильму пересмотрел все, что Чарли Чаплин снял. Когда актера спросили, что он думает про творчество великого комика, тот ответил: «Все эти фильмы пугают меня до чертиков».
Дауни пришлось непросто — ведь помимо живых актеров в числе тех, с кем ему пришлось работать в паре, был сам Чаплин. Кадры исторической хроники, равно как и кадры из фильмов с участием Чаплина, задавали своего рода планку, ниже которой нельзя было опускаться ни в коем случае.
Дауни и не опустился: по признанию многих, его роль была достойна Оскара. Он и номинировался впервые на серьезную премию как Чарли Чаплин. «Чаплина» хвалили критики и, в частности, отмечали крайне тонкое перевоплощение молодого Дауни в известного актера ХХ века, икону кинематографа. Оскара получил другой, но Роберт Дауни-младший навсегда перебрался из актеров сериалов в когорту многообещающих молодых талантов.

И чтец, и жнец...
Успех «Чаплина» принес роли в «Прирожденных убийцах», «Свидании на одну ночь», «Служителях закона»... Но к этому еще до кучи неприятностей с законом: Роберт Дауни-мл. все чаще в 1990-х попадал в газеты не за свое умение перевоплощаться, а за участие в громких скандалах.
Герой «светской хроники» терял выгодные контракты, а то и вовсе работу из-за наркотической зависимости. Не в силах обуздать собственный характер, Дауни числился в списках постоянных пациентов той или иной реабилитационной клиники.
Собственно, когда в начале 2000-х он решил вернуться в строй, ему пришлось серьезно восстанавливать реноме и поработать на репутацию.
Пробными проектами стали «Поющий полицейский» и «Готика» (оба фильма вышли в 2003 году). Затем Дауни появился в криминальных драмах «Поцелуй навылет», «Помутнение» и «Как узнать своих святых», засветился на фестивалях в Каннах и Венеции, вернулся в телемуви в «Гриффинах», а также принял участие в авторском проекте Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи».
Совсем непохожие роли доказали, что с Робертом Дауни-мл. все в порядке. И более того, он 30 лет после своего дебюта готов демонстрировать высокое мастерство, а силы и харизмы ему и вовсе не занимать. Именно эти качества искал Джон Фавро, когда приступил к работе над одним проектом киностудии Марвел, специализировавшейся на комиксах.
Marvel Man
Когда создатель «Эльфа» Джон Фавро в 2006 году выкупил права на съемку комиксов про «Железного человека», это стало первым самостоятельным проектом Marvel Studios. И довольно сумасшедшим поступком: лидером проката долгое время оставались «Бэтмен» Нолана и «Человек-паук-2», но в целом комиксы переживали не самые лучшие времена. Даже раскрученным персонажам нужны были большие вливания и пересмотр концепции «супергероев».
Фавро понимал, что для успеха всего предприятия на главную роль алкоголика-индустриалиста Тони Старка ему нужен кто-то, кто сможет вдохнуть энергию и жизнь в гламурного мерзавца и противостоять популярности Кристиана Бейла или Майкла Китона. Кто-то, кто сможет придать истории превращения эгоиста-экцентрика в современного реального героя искренности и убедительности. Кто-то, кто как и Старк, прошел сложный путь искушений и познал как триумф, так и полнейшее забвение.
Словом, Роберт Дауни-младший представлялся Фавро идеальным кандидатом на роль первой серии «Железного человека».
Съемочный процесс длился очень долго — все было закончено в 2007 году, однако в течение еще 8 месяцев Дауни трудолюбиво и с потрясающей точностью переносил все движения Железного человека, работая с командой графиков над спецэффектами. Открылась еще одна черта супергероя — новый Роберт Дауни не просто обладал стальной выдержкой, но еще и терпением и желанием довести все до совершенства.
Наконец, в 2008 году первый фильм, снятый по комиксам о Железном человеке, вышел в свет. Американский институт киноискусства тут же включил «Железного человека» в десятку лучших фильмов 2008 года. Джона Фавро называли гением режиссуры и кастинга, а отзывы об игре Роберта Дауни были самыми лестными:
Роберт Дауни-мл придает приятную нотку иронии образу Тони Старка, богатого плейбоя и блестящего продолжателя династии производителей оружия (Chicago Reader).
В конце концов именно Роберт Дауни-мл. делает картину отличной от других фильмов о супергероях (Chicago Sun-Times).
Роберт Дауни получил за роль 500 000 долларов. И с этого начался его триумфальный марш, продолжающийся до сих пор.
Продолжение Iron Man
Заработав такую кассу, странно было бы останавливаться. И Фавро с Дауни решили продолжить: спустя 2 года вышел сиквел, «Железный человек-2», в котором Дауни сражался уже не с террористами, а с российским полоумным физиком Иваном (которого сыграл Микки Рурк).
Он по-прежнему выступал в роли супергероя, его личного ассистента играла Гвинет Пэлтроу. Огромные сборы и популярность заставили Фавро задуматься над тем, чтобы включить Железного человека в состав «Кинематографической вселенной Marvel».
Так появились «Мстители» (2012). Картина собрала более полутора миллиардов долларов, войдя в тройку самых кассовых фильмов в истории. Этому способствовал потрясающе сильный актерский состав и... любовь американцев к супергероям.
Мировая премьера третьего «Железного человека» состоялась в апреле 2013 года. Несмотря на сохранившуюся «геройскую» составляющую, фильм напоминает и воспринимается скорее как милая добрая комедия 1980-90-х годов. Это неслучайно.
Сценаристом третьей части стал Шейн Блэк, автор «Смертельного оружия», «Последнего бойскаута» и «Долгого поцелуя на ночь». Более того, действие переносится в Рождество — традиционное время действия старой-доброй комедии с криминальным оттенком и сказочным желанием спасти мир типа «Крепкого орешка».
Роберт Дауни сыграл наконец-то повзрослевшего, еще более ироничного и чуть более уставшего Тони Старка... на грани нервного срыва.
Это был неожиданный поворот в истории супергероя, не призванного быть «неженкой», страдающего от приступов панической атаки. Впрочем, если к таким изменениям Тони Старка мы были готовы — он всегда был эгоцентриком и куда более человеком, чем супергероем (в «Мстителях» этот конфликт раскрыт чуть более явно в противостоянии Капитана Америки, Тора и Тони Старка), то вот с соперником Роберту Дауни не сильно повезло.
Колоритный Микки Рурк в предыдущей серии затмевает собой утонченного злодея, которого сыграл Гай Пирс. К сожалению, сухощавый огненный блондин определенно проигрывает на фоне харизматичного и сардоничного Роберта Дауни, как бы сильно нас ни пытались убедить в том, что он — злодейский злодей, на которого Железному человеку стоит тратить свое время, энергию и ярость прямо перед Рождеством.
Шерлок Холмс
Однако не комиксами едиными жив современный артист: Дауни с его энергией и стремлением после длительного перерыва заработать все награды и побывать на всех континентах поражает разнообразием.
С другой стороны, как на это посмотреть: в 2009 году, после мощного всплеска интереса к комиксам благодаря «Железному человеку», в результате совместного труда Роберта Дауни, Гая Ричи и Джуда Лоу появился на свет довольно спорный, а потому и интересный образ Шерлока Холмса. Еще одного супергероя, правда, изрядно присыпанного нафталином.
Рискованно было экранизировать хорошо известную британскую классику, тем более, что параллельно с работой Гая Ричи своих Шерлоков плодили по обе стороны от океана сразу две команды — Хью Лори и Бенедикта Камбербэтча. Главным отличием ленты «Шерлок Холмс» Гая Ричи и Дауни-мл. было то, что при создании картины решено было оставить главных героев в том времени, в котором их задумывал автор. Так, вместо железного костюма и современных примочек у Шерлока-Дауни и Ватсона-Лоу хватает исторических платьев и разного рода накладок и усов а ля Чарли Чаплин. Вместо холодного и отчужденного разума, что нарисовал в своем романе Конан Дойл и мы привыкли видеть в многочисленных экранизациях, Роберт Дауни выдал свой вариант гения сыска — авантюрного, заводного, искрометного, напористого и энергичного Холмса. Конечно, он не лишен «декаданса» и «депрессии», но в пределах контроля. Не больше положенного и отмеренного характером исполнителя главной роли.
Современности и приземленности Холмсу добавляет и режиссура Ричи. Автор «Большого куша» и «Карты, деньги, два ствола» прекрасно умеет снимать криминальные драмы, отлично владеет темпом повествования и разбирается в тонкостях психологии — чтобы задеть современного зрителя, надо понимать, на какие рычаги, помимо спецэффектов, стоит поднажать.
В итоге в фильме «Шерлок Холмс» нет ничего от британской классики времен Дойла, кроме допотопных средств передвижения и поимки преступников. Зато много от британской неоклассики и Роберта Дауни. Новый герой — просто икона стиля и жанра.
В целом, если измерять успех количеством заработанных средств, «Шерлок Холмс» стал одним из самых успешных фильмов в карьере актера. Сиквел только подтвердил правильность направления, в котором Дауни стоит работать. «Шерлок Холмс: Игра теней», появившийся в 2011 году, увеличил кассовые сборы этого псевдоклассического кино.
Среди анонсов на 2014-2015 год у Дауни — продолжение «Мстителей» и две работы, не имеющие отношения к произведениям Marvel, — драма и бытовая комедия. Кстати сказать, и в этих жанрах актер совсем не новичок — ведь если вспомнить, его лучшие роли были сыграны именно в драматических лентах.